К 500 — летию Джона Ди. Рок опера «Ангел Джона Ди». Давайте доведем её до премьеры!

Друзья.

Ровно через четыре года исполняется 500 лет великому английскому ученому и мистику, идеологу всего современного масонства Джону Ди.

Я не только хорошо знаю все об его жизни и общениях с сущностями тонкого плана, которых он называл ангелами, но и разбираю их энохианские письмена.

Это особая тема, которой посвящено несколько научных работ ведущих филологов и лингвистов мира.

Еще более 10 лет назад я задумал рок-оперу, посвященную деяниям и памяти Джона Ди.Давно написано либретто, продумана сценография.

По мнению моих друзей профессиональных музыкантов и драматургов, в том числе моего друга Юрия Димитрина (величайшего советского русско-еврейского либретиста: более 80 произведений от «Орфея и Эвредики» до «Братев Карамазовых»)  — это очень хорошая работа и технически и драматически.

Сегодня видимо подошло её время.
Есть замечательный композитор Юрий Корзун. Несколько тем к этой рок опере я прилагаю.

Веду переговоры с одним из камерных театров оперетты.

Музыку надо дописывать.
Затраты на это составляют 200 000 рублей.

Давайте реализуем этот проект вместе!

По вопросу сотрудничества и финансирования звоните мне +7 921 967-30-31 по телефону или Вотсапу.
Почта 9673031@mail.ru
Или просто пришлите любую подъемную для вас сумму на карточку Сбера по номеру телефона с указанием на что и от кого.

Гарантирую целевое использование этих вкладов и благодарность всем принявшим участие.

АНГЕЛ ДЖОНА ДИ

Либретто оперы (мюзикла)

По мотивам романа Густава Майринка
«Ангел западного окна»

АННОТАЦИЯ

«Ангел западного окна» – самое значительное произведение австрийского писателя-эзотерика Густава Майринка. Это, по мнению многих, самый мистический роман XX века. В нем, как и во всех произведениях Майринка, ведется напряженный поиск оснований пути личности – истин, которые бы одновременно давали устойчивость и открывали простор движению вперед.

В центре повествования – судьба реального лица, английского алхимика и духовидца Джона Ди, неразрывно сплетенная с судьбой его дальнейшего потомка, которому в конце концов удается рассеять чары злых сил и в полном сознании переступить порог инобытия.

Джон Ди жил в эпоху распада алхимии, когда трактовка ее задач отличалась необычным разнообразием и феноменальной противоречивостью. В XVI веке алхимик жаждал спасти не только себя, но и окружающий мир от неминуемой гибели. С помощью своих тинктур и эликсиров он мечтал сделать бедных богатыми, а больных здоровыми. Но, руководствуясь этой максимой, он чаще всего приносил несчастье своим близким и неминуемо стремился к собственной гибели.

В предлагаемой интерпретации помимо сюжетных коллизий романа, использованы реальные факты из жизни Джона Ди.

При этом развивается мысль Майринка о том, что прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, но будущее – это новая ступень человеческого «я», шаг к которой можно называть как угодно – алхимическим браком, бессмертием души, достижением нирваны и т. п.

Поэтому все герои существуют одновременно в прошлом и настоящем, ибо разница лишь в телах, но души, населяющие эти тела, одни и те же в XVI ли, в XX ли столетии.


СЦЕНОГРАФИЯ

Действие происходит в трех эпохах.

  1. XVI век. Англия, Прага.
  2. Начало XX века. Лондон.
  3. Заключительная сцена-Санкт-Петербург (Россия), XXI век.

Главные герои развивают по ходу пьесы внутренний диалог со своими предыдущими воплощениями, объединяя в себе память своей неразделимой сущности (души).

У исполнителей главных ролей несколько партий: героев настоящего времени и их прототипов (воплощений) в прошлом.

У каждого главного героя минимум одна сольная ария в каждой ипостаси.

Все участвуют в ансамблях-дуэтах, трио, квартетах, в том числе между героями разных эпох.

В конце I и II актов – масштабные финальные сцены с хором.

Имеется несколько отдельных хореографических сцен, которые сопровождаются музыкой и/или хоровыми партиями.

Сцена конструктивна или визуально разделена на две равные части.

Оформление каждой части соответствует разным эпохам и местам действия.

Сцена при необходимости вращается.

В каждой части располагается хоровая группа, облаченная в соответствии с модой данной эпохи. Каждая хоровая группа периодически ведет свою музыкальную тему, подчеркивая время разыгрываемых событий.

Герои по ходу спектакля располагаются и действуют в середине сцены слева или справа от условной черты, «разделяющей эпохи».

Их существование в каждом времени может подчеркиваться цветом одежды (накидки), которая легко выворачивается, меняя цвет.

Ангел или ангелы не поют, исполняют балетные партии. В нескольких сценах они свободно перемещаются между эпохами и пластическими средствами выражают противостояние добра и зла и настроения героев.

К концу спектакля граница между эпохами исчезает.

Все герои, сливаясь со своими сущностями, обретают единство вне времени.

Хоровая группа смыкается и перемешивается, олицетворяя историческое, генетическое, кармическое единство человеческого рода.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Исторические персонажи

Джон Ди (13 июля 1527 – 26 марта 1609) – английский математик, географ, астроном и астролог, один из образованнейших людей своего времени.

Сын придворного офицера короля Генриха VIII, он родился в Уэльсе и в пятнадцатилетнем возрасте поступил в колледж св. Иоанна в Кембридже. Затем продолжил образование в Голландии и Бельгии. Будучи еще юношей, этот современник Нострадамуса уже учил геометрии самого Карла V – императора Священной Римской империи, а в возрасте 23 лет читал свои знаменитые лекции по математике в Париже.

Блистательный математик и астроном, крупнейший естествоиспытатель, знаток классической филологии и языков, рьяный собиратель и спаситель старинных рукописей, владелец одной из крупнейших в Европе личных библиотек, выдающийся философ, «идейный отец розенкрейцерства», провидец, человек, способный спать лишь два часа в сутки, – вот лишь неполный перечень характеристик этой загадочной личности. Добавим к этому лишь то, что Ди считается прототипом шекспировского Просперо.

Когда Ди вернулся в родную Англию, ему не было и тридцати. Но он уже слыл авторитетным ученым, и Мария I Тюдор назначила его королевским астрологом. Она только что заняла престол и была в расцвете сил, но доктор Ди какими-то только ему ведомыми способами (гороскоп? магические зеркала?) узнал, что править ей недолго: она скоро умрет, не оставив наследника. В беседе с Елизаветой, сводной сестрой королевы, Ди поделился своими соображениями и предсказал этой девушке, находящейся в немилости, скорый королевский трон. Двор кишел интригами, и о столь крамольных предсказаниях шпионы тотчас донесли Марии. Расправа была короткой: королевского астролога бросили в тюрьму «за попытку подчинить жизнь монарха магии».

Два года провел ученый в заточении. И все же его предсказание сбылось: Елизавета вскоре взошла на трон. Безгранично доверявшая молодому ученому, она сразу же назначила его опять-таки королевским астрологом и даже дату и час своей коронации – 14 января 1559 года – выбрала в соответствии с его расчетами. Судя по всему, совет доктора Ди был точен: почти полувековое правление Елизаветы I было на редкость успешным. Оно сопровождалось расцветом искусств и науки, расширением торговых связей и географическими открытиями. И по сей день среди историков существует устойчивое мнение, что елизаветинский Ренессанс во многом обязан именно Джону Ди.

Елизавета также не осталась в долгу. Она предоставила Джону Ди самые широкие возможности для научной деятельности. И, пользуясь личным покровительством королевы, Ди немало сделал для своей родины. Изобретатель механических роботов и телескопа, он стоял у истоков науки морской навигации и применения в английской армии биноклей и подзорных труб. Одним из первых он предложил использовать солнечную энергию, сфокусированную с помощью огромного зеркала.

Принимал участие в реформе григорианского календаря, написал учебник географии, предложил идею начального меридиана, известного сегодня как Гринвичский… Таков был масштаб этой незаурядной личности.

Но при такой кипучей деятельности Джон Ди жил еще одной тайной жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся личному и «спиритическому» дневникам. Да еще по автобиографическим трактатам. Вчитываясь в их строки, мы с полным основанием можем назвать мировоззрение этого уникального человека причудливой смесью мистицизма и самой передовой по тем временам науки.

Наравне с сугубо научной и практической деятельностью он очень серьезно относился к оккультной философии и магии – как к мировоззрению, помогающему проникнуть в тайны бытия. Его фундаментальный философский труд «Иероглифическая монада» (Антверпен, 1564), по мнению исследователей тайных обществ и герметических учений, стал фактически идейной основой будущего розенкрейцерства.

Можно с уверенностью утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: каббалистике и нумерологии, алхимии, астрологии, гаданию. Уделял он внимание и изучению свойств зеркал. Об этой области его исследований известно очень мало, и о достижениях Ди мы можем судить только по его же скупым записям. Например, по такой: «Нетрудно изготовить зеркало, которое силой солнца, даже скрытого облаками, превращает в пепел все разновидности камня и металла». Или по свидетельствам современников, которые утверждали, что в доме Джона Ди была какая-то камера для «зеркальных видений».

И все же чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических» свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью – кристалломантия.

Среди любопытных подробностей о различных магических кристаллах Джона Ди сохранились сведения о перстне с бериллом, в котором Ди мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Предполагают, что кристалл в перстне был огранен особым способом, известным лишь самому Ди, – тем самым, о котором он намекал в своей знаменитой «Иероглифической монаде»: «Гранильщик бериллов сможет с высочайшей точностью узреть в кристаллической пластине все, что только есть на земле и в воде в подлунном мире… » История знаменитого перстня, так же как и магического черного зеркала, прослеживается до 1842 года, когда он был продан с аукциона таинственному незнакомцу. Дальнейшая судьба его тоже неизвестна.

Видное место среди «магических кристаллов» Джона Ди занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, – для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки – бога вулканов и вулканического стекла обсидиана – в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания. Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нем за событиями, происходившими на больших расстояниях от него. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Стоически перенося утраты и гонения ученой и религиозной братии, Джон Ди никогда не терял интерес к своим исследованиям и всю жизнь продолжал эксперименты с магическими кристаллами и зеркалами. То и дело вглядываясь в их таинственные глубины, Ди иногда видел в них нечто, о чем мы можем только догадываться. Так, особо ему запомнился день 25 мая 1581 года. О нем осталась даже короткая дневниковая запись: «Я долго вглядывался в кристалл – и наконец увидел». Что так потрясло Джона Ди, мы не знаем. Но может, именно об этом он писал в другом месте: «Это я искал многие годы, в разных землях, далеких и близких; я прочитал множество книг и выучил множество языков, я общался с разными людьми, я много трудился, чтобы увидеть хотя бы лучик истинного знания… Увидев это, я осознал, что мудрость не может быть достигнута усилиями человека, но лишь по Твоей воле (о Господь)».

Прошло полтора года, и в жизни Джона Ди произошло событие, исключительное по своим последствиям: он получил подарок от неземных существ. Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы на фоне закатного окна к нему «во всем величии» неожиданно явилось окруженное сиянием сверхъестественное существо – ребенок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем – «духом света». О чем они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил ученому магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги». Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал: «Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснется к нему». Что Ди и сделал.

В течение всей оставшейся жизни – более четверти века – Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьезные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла ученый мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы – девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль – он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком неземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим – языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада». Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в те времена. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и все это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.

Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углубленные занятия навигацией и другими приложениями математики) нисколько не противоречили друг другу, напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности. В марте 1582 года к нему присоединился 26-летний Эдвард Келли, который стал его единственным помощником в течение всей работы.


Эдвард Келли (1555–1597) – английский алхимик и маг, Безухий Келли, также известный под именем Талбота Келли.

Достаточно любопытно начало биографии Келли, когда после подделки ряда старинных рукописей он попался, предстал перед судом и был приговорен магистратом города к высылке и… к отсечению ушей! Вскоре после этих неприятных событий Келли случайно встретился с одним из местных помещиков и в разговоре обмолвился, что умеет читать на старинных языках.

Далее действие развивалось как в типичном приключенческом фильме. Помещик сообщил, что нашел где-то в своем округе, в могиле епископа старинную рукопись и странные шарики с порошком. Один из них, к несчастью, раскололся, обнаружив внутри себя небольшое количество очень тяжелого красного порошка. В другом шарике оказался белый порошок. Помещик принес белый шарик, рукопись и щепотку красного порошка, которую удалось спасти из разбившегося шарика, и показал все это своему собеседнику – никто прежде не проявлял никакого интереса к его находкам.

Келли, полагая, что порошок представляет собой волшебный алхимический состав, не торгуясь, предложил фунт стерлингов за манускрипт, белый шарик и остатки красного порошка.

Келли решил обратиться к своему знакомому, уже довольно прославившемуся на почве магии и алхимии, – к довольно знаменитому впоследствии Джону Ди (придворному магу и астрологу английской королевы Елизаветы).

После краткого изучения текста Джон Ди решил, что в первую очередь надо проверить силу трансмутирующего порошка, и, взяв с собой Келли, отправился к своему другу – золотых дел мастеру. Там он проделал эксперимент над куском свинца, и результат превзошел все их ожидания. На глазах у потрясенного мастера фунт исходного металла был превращен в такое же количество чистейшего золота.

В 1582 году Келли и Ди начали сотрудничество, продлившееся до 1587 года. Они тесно сотрудничали как в Англии, так и впоследствии на континенте, в Европе. И именно этот союз дал миру откровение, называемое «Енохианской магией». В 1587 году они начали расходиться, окончательно порвав друг с другом в 1589 году. Джон Ди повиновался приказу королевы Елизаветы и вернулся в Англию, а Келли остался в Богемии, продолжая попытки изготовления золота для императора Рудольфа II.

Причиной гибели Келли и самого разрыва с Ди скорее всего послужила его стремительно возраставшая популярность как алхимика, вследствие которой он все больше времени проводил при дворе императора Рудольфа и в обществе дворян Богемии.

Келли продемонстрировал Рудольфу достаточно убедительное зрелище, чтобы тот даровал ему титул «eques auratus», что впоследствии было переведено на английский как «рыцарь». Ди говорил о Келли как о «бароне Богемского королевства».

Можно предположить, что если ангелы удовлетворили интерес Ди и Келли к алхимии, то Келли получил способность изготовлять подлинный красный порошок, по крайней мере на какое-то время. Несмотря на то, что эта версия выглядит фантастической, только она способна объяснить внезапные успехи Келли в алхимии. Старший сын Джона Ди Артур позже неоднократно утверждал, что в Богемии сам видел, как Келли изготавливает золото, и сам играл новыми золотыми слитками.

Но, как бы там ни было на самом деле, фактом является то, что Келли в Богемии наслаждался новообретенным богатством и славой, что, по всей видимости, и привлекло к нему внимание императора. Возможно, Рудольф потребовал от Келли открыть ему секрет изготовления красного порошка и тот отказался в силу очевидных причин невозможности передачи такого знания в принципе. Это вызвало гнев императора, повлекший арест и заточение в башню. Келли погиб, упав с башни при попытке к бегству.


Елизавета I (сентября 1533 – 24 марта 1603), королева Бесс – королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558 года, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).

Была знакома и дружна с Джоном Ди.

Будучи придворным астрономом Марии I и Елизаветы, Джон Ди предсказал гибель первой и долгое царствование второй. Определил дату коронации Елизаветы и оказывал ей множество иных услуг.

Ди явился практически создателем имперской доктрины Британии, заложившей основу ее будущего могущества.


Рудольф II (18 июля 1552, Вена – 20 января 1612, Прага, Богемия) – король Германии (римский король) с 27 октября 1575 по 2 ноября 1576, избран императором Священной Римской империи с 2 ноября 1576 (в последние годы фактически лишен власти), король Богемии с 6 сентября 1575 по 23 мая 1611 (под именем Рудольфа II, коронация 22 сентября 1575), король Венгрии с 25 сентября 1572 по 25 июня 1608, эрцгерцог Австрийский с 12 октября 1576 (под именем Рудольфа V). Сын и преемник Максимилиана II.

Император занимался различными оккультными науками, в частности пытался найти философский камень.

В то время граница между астрономией и астрологией, минералогией и алхимией еще была нечеткой. К Рудольфу I были приглашены английские астрологи и алхимики Эдвард Келли и Джон Ди, занимавшиеся также и вполне серьезными с современной точки зрения изысканиями в области математики и астрономии. Алхимиком был и работавший при его дворе (и умерший в Праге) великий астроном Тихо Браге.


Граф Альберта Ласки (ср. с «Маске» Майринка)

Ласки впервые появился в Мортлэйке (поместье Джона Ди) 18 марта 1583 года в поисках оккультных знаний и вскоре стал участником енохианских контактов. Осенью 1583 года Ди и Келли покинули Англию в обществе польского дворянина графа Альберта Ласки. Ангелы предсказали Ласки великие политические достижения, что, естественно, ему льстило, как и перспектива надеть польскую корону. Сотрудничал с Джоном Ди весь период пребывания его в Европе.


Иван IV Грозный (25 августа 1530 – 18 марта 1584) – великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547).

Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года – царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа.

Умер от отравления ртутью.

Версия отравления, в связи с его занятиями алхимией, учеными не рассматривалась. Хотя она является самой вероятной, учитывая его окружение и увлечения.

Более чем мистической натуре Ивана Грозного увлечение астрологическими разысканиями было присуще давно. Еще в годы опричнины при царе состоял английский лекарь и астролог Элизеус Бомелиус, позднее казненный. В последние годы жизни он вообще окружил себя сонмом колдунов, волхвов и гадателей, специально привезенных из северных земель. В их обязанности входило предсказание будущего, в частности, Иван Васильевич пытался узнать день своей смерти.

По свидетельству англичанина Джерома Горсея, Иван Грозный верил и в магию камней. Во всяком случае, когда царь привел англичанина в свою сокровищницу, то долго ему объяснял разные магические свойства алмазов, сапфиров, изумрудов и рубинов. А затем, пытаясь увидеть свое будущее, на глазах у Горсея государь совершил некие магические действия с царским жезлом, усыпанным драгоценными камнями, и пауками. По окончании же магического обряда горестно сказал, показывая на царский жезл: «Слишком поздно, он не убережет теперь меня».

Этот факт доподлинно известен. В последний год своей жизни царь повелел привезти в Москву из Архангельска тамошних бабок-колдуний. Доставили ко двору 12 ведьм и посадили их под замок. Доверенный царя каждый день посещал старух и докладывал царю о том, что они говорили. Однажды все ведьмы в один голос объявили, что царь умрет 18 марта. За такое ложное предсказание царь повелел сжечь их живьем именно 18 марта. Однако когда рано утром явился слуга, чтобы исполнить волю царя, ведьмы подняли возмущенный крик: день, мол, только начался, неведомо еще, как он завершится.

По свидетельствам современников, ничто в этот день не предвещало несчастья и царь был на удивление весел. Сел играть в шахматы, но вдруг покачнулся, схватился за грудь и через несколько минут умер. Известно, что в день смерти, 18 марта 1584 года, царь Иван Васильевич долго, около трех часов, парился в бане. Распаренный, умиротворенный, в просторной белой рубахе, царь сидел на широкой постели. Приготовили доску с шахматами. Иван Васильевич сам расставил фигуры, хотел играть с боярином Бельским, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке последнюю фигуру короля…


Элизеус Бомелиус, в русских источниках Елисей Бомелий (англ. Eliseus Bomelius; ок. 1530–1579, Москва) – авантюрист из Вестфалии при дворе Ивана Грозного, профессионально занимавшийся астрологией и магией. В летописях упоминается как «злой волхв Бомелия». Официально числился лейб-медиком. Иногда выполнял обязанности палача.

Сын лютеранского проповедника Генри Бомелиуса (родом из Голландии). Имел пристрастие к медицине. В 1558 году переехал в Англию вместе с английской семьёй Берти, у которых ухаживал за слабым ребенком – будущим государственным деятелем Перегрином Берти. Семья Берти находилась в Вестфалии в связи с гонениями королевы Марии Тюдор.

В 1559 году, благодаря хлопотам Кэтрин Берти, баронессы Уиллоуби, поступил в Кембриджский университет на отделение медицины, но вместо положенных шести лет отучился пять. В 1564 году женился и начал заниматься в Лондоне медицинской практикой.

В 1569-м Бомелиуса заключают под стражу по обвинению в ведении медицинской практики без лицензии и применении черной магии. Леди Уиллоуби, используя свои связи в правительстве, пытается помочь Бомелиусу. Ему заменяют тюремное заключение на денежный штраф. Штраф не был выплачен, поэтому Бомелиус остался сидеть в тюрьме. 2 июня 1570 года он был освобожден.

В период 1569-1570 годов в Лондоне находилось посольство Ивана IV во главе с Андреем Григорьевичем Совиным, одной из целей которого было найти врача для царя. Андрей Совин предложил Бомелиусу стать врачом русского царя.

В конце лета 1570 года переехал в Россию и быстро обрел большое влияние на Ивана IV, став впоследствии его любимцем. Летопись под 1570 годом говорит, что литовцы и немцы, боясь конечного разорения от московского царя, подослали к последнему этого «лютого волхва» и «злого еретика», который сделал то, что «на русских людей царь возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи». Пользуясь своим положением при дворе, скопил большой капитал, часть которого переправил на свою родину – в город Везель.

Иван Грозный доверял ему полностью и даже советовался с ним по личным и некоторым важным государственным вопросам. Например, обсуждал план своей женитьбы на королеве Елизавете Английской. Особенно царя привлекало его умение насылать смерть на людей в точно указанное им время. Карамзин писал: «Злобный клеветник Бомелий составлял губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту».

Его клеветническая деятельность привела к тому, что на него начали поступать царю доносы, и он оказался в опале. Его обвинили «в сношениях письмами, написанными шрифтом по-латински и по-гречески, с королями Польши и Швеции». В 1579 году мага арестовали и подвергли пыткам, при которых он во всем признался. Иван Грозный, пораженный вероломством своего приближенного, приказал зажарить его живьем.

По роду деятельности и предыдущему месту работу был, несомненно, знаком с Джоном Ди. Не исключено, что тоже мог являться прототипом Моске.


Артур Ди.

После смерти Джона Ди его сын Артур Ди (Артемий Иванович Дий) оказался в Московии при дворе ранних Романовых.

Вскоре после своего приезда в Московию Артур Ди получил от царя в качестве подарка большой каменный дом возле Ильинских ворот, недалеко от Кремля, где жил царь и располагался Аптекарский приказ.

В Московии Артуром Ди была написана книга «Fasciculus Chemicus», которая принесла ему славу.

Книга была начата в конце 1627 года, когда Ди вернулся из своей поездки в Англию. Возможно, он привез с собой необходимые работы, а также черновики своего труда, написанные еще в Англии. Источники говорят, что при отъезде из Московии он забрал с собой целую библиотеку книг по алхимии, причем интересно то, что основная часть этих книг была посвящена практической алхимии – описаниям изготовления философского камня и его использования для трансмутации (проекции). Ди, возможно, хотел не только теоретически познать тайну изготовления камня, но и применить это знание на практике.

Его книга была переведена на английский при его жизни, в 1650 году.

Книга Артура Ди – неоспоримое доказательство того, что в Москве в конце XVI и начале XVII века практиковали алхимию. Помимо этого существуют и иные свидетельства, но, в отличие от государств Западной Европы, в России распространенность алхимии была невелика. В Московии алхимией занимались почти исключительно иностранцы, в основном англичане и позже датчане.

Нельзя сказать, что эти иностранные алхимики оказывали своей практикой какое-то влияние на российский народ, за исключением некоторых высокопоставленных особ, с которыми они имели дело и которые, в частности, проявляли интерес к составлению гороскопов заморскими астрологами. Обычные люди рисковали жизнью, занимаясь алхимией, поскольку за подобные занятия их подвергали жестоким пыткам и «заживо сжигали в клетях», ведь алхимия считалась одной из разновидностей магии и колдовства.


II. Мифические персонажи

Черная богиня Исаис.

Исаис во всех своих бесчисленных обличьях и воплощениях близка к фольклорным образам, олицетворяющим Зло во всех его проявлениях.


Липотин.

Одна из сущностей, не принадлежащая ни к бесовскому выводку Исаис, ни к ряду предков барона Мюллера, которая выведена Майринком в образе Сергея Липотина. Как и остальные протагонисты романа, он, разумеется, бессмертен, но, в отличие от них, как бы и не совсем воплощен, он чуть более философичен и не привязан к материальному миру.

В предыдущем воплощении носил прозвище Моске, Маске в романе Майринка с намеком на маску (личину?).

Липотин в романе «Ангел западного окна» – старый антиквар, когда-то служивший при дворе Александра III (Миротворца).


Ангелы.

В иудаистской, христианской и мусульманской мифологии бесплотные существа, которые служат единому Богу, сражаются с его врагами, воздают ему хвалу, передают волю Божества стихиям и людям. Облик ангела невозможно описать сколько-нибудь достоверно, так как человек не воспринимает истинного облика ангела… (что дает простор для фантазии читателям и постановщику).

АНГЕЛ ДЖОНА ДИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *